
Монумент «Родина — мать» установлен на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, в месте крупнейших захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов, сражавшихся за освобождение города. Он был открыт в майский День Победы 1960 года.
Во время советско-финской войны, в 1939 году, близ деревни Пискарёвка, что к северо-востоку от центра Ленинграда, был основан погост. Кладбище получило название по наименованию деревни.
Пискаревское кладбище стало местом братских захоронений, которые производили траншейным способом – без гробов, венков, прощальных речей. По разным данным за годы блокады здесь захоронили от 500 тысяч до 3 миллионов человек. Самое большое количество смертей пришлось на первую блокадную зиму 1941 года.
После окончания войны, в феврале 1945 года, был проведен конкурс проектов, и в 1956 году на территории кладбища началось сооружение мемориального комплекса.
Монумент представляет собой бронзовую скульптуру – прообраз матери, жены, простой женщины. Ее фигура в длинной одежде, скрывающей ноги, слегка наклонена вперед — она будто движется навстречу тем, кто пришел почтить память павших. В вытянутых руках она держит гирлянду из дубовых листьев – символ вечности. Ее скорбящее лицо обращено в сторону холмов братских могил. Скульптура установлена на каменном постаменте, ее высота составляет 6 метров.
За монументом в качестве фона сооружена стена, на которой высечены строки из стихотворения Ольги Берггольц, русской поэтессы, репрессированной и впоследствии реабилитированной. «Никто не забыт и ничто не забыто» — эти слова стали лозунгом, воспевающим подвиг героев Великой Отечественной войны.
Открытие мемориального комплекса на территории кладбища приурочили к 15-й годовщине окончания войны. Он был открыт в майский День Победы 1960 года. Вечный огонь зажгли от огня, доставленного с Марсового поля.
Автором монумента «Родина-Мать» стала скульптор Вера Исаева. Но она не смогла завершить работу. Скульптуру в натуральную величину создал ее постоянный помощник, художник-скульптор Роберт Таурит.
Интересные факты
Натурщицей, с которой создавалась скульптура «Родина мать», стала жительница Ленинграда Елена Ильинична Сидорова. Во время создания монумента она работала натурщицей в художественно-промышленном училище, имени В. Мухиной где ее и заметил Роберт Таурит. Фигура Матери-Родины имеет величественную осанку Елены Ильиничны, лицо скульптуры лепили именно с нее. Чтобы скульптору удалось зафиксировать и передать положение рук, женщина держала простое вафельное полотенце.